https://vk.com/wall-78875185_65
Education Space
4 катастрофических проблемы школьного обучения

Сейчас школы больше походят на центры подготовки к ГИА и ЕГЭ, чем на места, где учат думать логически. Тем не менее, даже до введения этих экзаменов в школьном обучении было куча проблем, которые сохранились и по сей день. Мы выявили 4 самые серьезные.

1. Невнимание к отстающим ученикам.
Я помню, как в 7-м классе мы сидели на уроке алгебры. Считали квадратные уравнения или что-то вроде того. Никто в классе не понял этой темы, кроме парочки отличников, которые постоянно выходили к доске, решая задачки. Я думаю, учительница видела наше общее непонимание, но поскольку некоторые из класса справлялись, то она решила не объяснять еще раз. Но когда не получалось решить пример у всего класса, учительница говорила:
— Какие же вы тупые! Самый тупой класс за 25 лет работы в школе!
Контрольную по этой теме мы дружно списали у тех двоих. Спасибо, ребята. Но чему мы научились за ту неделю? Сможем ли мы продолжать обучение дальше, не освоив предыдущий урок? Нашему учителю следовало объяснить тему еще раз.

Ситуация становится хуже, когда тему не понимает один или два человека из всего класса. Скорее всего, учитель не будет тратить на них время, хотя объяснение темы по шагам зачастую занимает не более 15-ти минут. Школьная программа устроена так, что уроки наслаиваются друг на друга, как пирог — без предыдущей темы не освоить текущую. При таком раскладе, скатиться в отстающего очень легко, а потом перейти в двоечника. Ученик боится задавать вопросы учителю по прошлым темам, т. к. скорее всего, он услышит что-то в стиле: «Голубчик, ты с какой планеты прилетел? Тебе что, 2 поставить за незнание? Это же база!». Почему-то большинство учителей не хотят еще раз объяснять пройденный материал. Лично мне это не понятно, но это так.

2. Неправильная мотивация.
Так говорило большинство наших учителей, если кто-то не успевал по программе: «Пускай родители наймут тебе репетитора, ты не знаешь базы, ты худший ученик за всю историю человечества, (подставьте своё)». Мы не обращали на это особого внимания, т. к. это говорили всем нам — школьникам, которые не поняли какую-то тему, что-то не услышали, прозевали. Мы начинали разговаривать на уроке, потому что нам было скучно — мы не понимали тему. Если нас замечали за разговором, учителя либо вызывали нас к доске, либо спрашивали: «О чем мы сейчас говорили? Повтори последнюю фразу». В любом случае, это кончалось двойкой за поведение. Не надо разговаривать, а то получишь двойку, мама будет ругать. Учись хорошо, иначе будешь получать двойки, мама будет ругать. Со временем, наш смысл обучения прояснился: мы учились, чтобы не получать двойки. Для двоечников задача стала иная: сделать так, чтобы не получить двойку. Под словом «сделать» редко можно поставить слово «выучить» — они скорее списывают, показывают чужую тетрадь учителю, под видом своей и т. д. Получается, что двоечники уже априори не учатся. Их приоритеты совершенно другие.

Но что было бы, если бы учителя не советовали нанимать репетиторов, а пытались помочь отстающим закрыть пробелы индивидуально? Зачастую, чтобы выявить пробел по теме и закрыть его, требуется не более 15-ти минут — это статистика наших курсов. Что было бы, если бы школьникам поясняли важность изучаемых ими предметов? Почему им не рассказывают, зачем нужна математика, химия, физика, ОБЖ, музыка, природоведение? За 11 лет, учителя напрочь убивают мотивацию учеников, вызывая отвращение к одному даже слову «учёба». Будущие выпускники не знают, кем хотят быть, куда идти учиться, зачем вообще это надо.

3. Плохие учителя.
Я считаю, что если ученик засыпает на уроке, то это проблема учителя. С математикой более-менее понятно: учитель объясняет тему, затем ученики тренируются на практике, решая задачки. Но как же быть с историей или обществознанием? Как быть с лекционными предметами? Как сделать скучное занятие нескучным? Большинство учителей не знают ответа на этот вопрос, перекидывая своё незнание на плечи учеников, говоря, что они бездарности, поколение, которое думает только о том, чтобы играть в компьютерные игры. 95% учителей не умеют подавать материал интересно, не готовят презентации, структуру занятия. С развитием человечества, школы не развивают свои программы, обучая детей устаревшим знаниям. Эта проблема касается и университетов. Плохой преподаватель с устаревшими знаниями намного хуже и опасней, чем отсутствие преподавателя вообще.

4. Невнимание к предметам искусства.
Учителя не были нашими друзьями, а зря — они могли бы заложить в нас свою мудрость, рассказать о истинном смысле обучения в школе, что нас ждёт в будущем, с чем нам придётся столкнуться, какие трудности бывают в жизни и как их преодолеть. Учителя имеет в своём арсенале массу подобных историй, но по факту, мы даже боялись задавать им вопросы, т. к. нас ожидал далеко не ответ. Задавать вопросы не в почёте. К счастью, не все учителя были такими. Кто-то всё-таки пытался вложить в нас что-то — учителя ОБЖ, физкультуры, театрального искусства, музыки. Но никто из нас не воспринимал их всерьёз. Никто не понимал важность музыки. Знание музыки не поможет поступить в университет, ЕГЭ по музыке сдавать не надо.

Но, мы стали замечать, что дети, которые занимаются танцами, музыкой или любым другим творческим занятием, лучше справляются с аналитическими задачами. Им чаще приходят нестандартные решения, они проще разбивают сложные вещи на простые. Действительно, нужно развивать оба полушария мозга, если мы хотим развиваться эффективно.

Цель школы — развить у детей понятийное мышление, способность мыслить логическими конструкциями. Но сейчас школы превратились в центр подготовки к ЕГЭ. В образовании сейчас происходит революция, и нужно быть готовым к неизвестному будущему. Почему неизвестному?

Если ваши дети сейчас пошли в школу, то, предположительно, что на пенсию они выйдут в 2075 году. Мы не знаем, что будет через 5 лет, не говоря уж о 60-ти. Еще 10 лет назад, человечество не знало, что такое сенсорный экран, что такое айфон. Вдумайтесь, всего лишь 10 лет назад. Мы должны полностью пересмотреть подход к образованию. Нужно давать детям актуальные знания, применять в обучении компьютерные средства обучения, использовать проекторы для интересного ведения урока. Показывать, заинтересовывать, мотивировать учиться, и развивать не только логическое, но и творческое мышление, причём в равной мере.

Мы подготовили список решений проблем, описанных выше, исходя из наших собственных исследований и результатов:

1. Занимайтесь с учеником индивидуально.
На наших курсах проблему с отстающими учениками мы решили так: помимо основного преподавателя, по классу ходит еще один, который следит за успеваемостью учеников. Если преподаватель видит, что ученик что-то не успел или у него появился вопрос, то преподаватель отвечает ему и помогает закрыть пробел прямо во время занятия. Каждое наше занятие начинается со слов: «Всегда задавайте любые вопросы, мы всегда вам ответим и поможем, ведь именно поэтому мы здесь и собрались». Мы дружим с нашими учениками, они нас не боятся и, как результат, отстающих учеников у нас нет.

2. Позвольте вашим ученикам помогать друг другу.
В начале обучения, мы давали задание ребятам, что бы они познакомились между собой. Затем, поделили их на команды и проводили игры. Мы говорим им, что они должны помогать друг другу учиться. Поэтому, если у ученика возникает вопрос, а преподаватель занят с другим, то вполне спокойно может случиться так, что другой ученик может помочь первому в решении его проблемы.

3. Мотивируйте правильно.
Перед началом новой темы, мы объясняем, зачем она вообще нужна, чем будет полезна и для чего пригодиться. Когда мы проходили MS Word, мы основывались на том, что этот редактор поможет создавать качественные рефераты. Также, мы дали задание выбрать отстающий предмет в школе и взять тему у учителя, чтобы подготовить реферат и получить оценку. Когда ученики понимают смысл того, чему они учатся, рождается цель. Цель рождает желание её выполнить. Мы мотивировали наших учеников не плохими оценками за невыполнение, а интересным заданием, которое пригодится им в жизни. В итоге, через два занятие мы видели радостные лица наших учеников и 5-ки в рефератах.

4. Готовьтесь к занятию основательно.
Мы рекомендуем готовиться к занятию по максимуму. Напишите план занятия и не отставайте от него. Не стоит перескакивать с темы на тему — ученики не уследят за вашей мыслью. Готовьте презентации с запоминающимися картинками, рассказывайте показательные истории, приводите примеры. Работа преподавателя, на мой взгляд, одна из самых трудных и опасных — вы же не думали, что будет легко? Если вы позволите делать обучение скучным и неинтересным, то это никогда не вызовет радости у того, кого вы учите, а следовательно, вы отобьёте всякое желание учиться.

5. Развивайте творческое мышление.
Мы проводим множество интересных игр, снимаем клипы, где дети проявляют себя во всей красе. Мы даём задания, где нужно придумать сюжет мультика самостоятельно, а затем создать его. Поощряйте любые творческие начинания и не останавливайте творческий поток! Кстати, представьте, если бы в школах программа состояла так: представим, что по истории дети проходят древний Рим. Затем, они бегут на урок географии и там углубляются в карту древнего Рима. На театральном искусстве они углубляются в историю еще больше, ставя сцену по древнему Риму, и так далее. Вообразите, насколько бы взлетел интерес к обучению, если сделать задания связанными между собой.

Мы надеемся, что вам понравилась эта статья, нажимайте «Мне нравится», рассказывайте друзьям, вступайте в нашу группу vk.com/mylittlegeeks, подписывайтесь на наш инстаграм instagram.com/mylittle_geeks, следите за развитием наших детей, приводите своих и читайте наши полезные статьи.
Спасибо за прочтение!

#mylittlegeeks #edspace #blog #children #school #education #kids